Модуль #4
21.05.2019, 10:00-17:00 мск, 8 часов
Раздел 1. Институционально-правовые основы национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения
Тема 1. Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ
Правовые и институциональные основы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Формирование единой международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Организации и специализированные органы. Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Тема 2. Оценка деятельности установленных нефинансовых предприятий и профессий (УНФПП) на основе методологии оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ/ФРОМУ
Критерии технического соответствия. Критерии эффективности. Ключевые недостатки стран, прошедших взаимную оценку ФАТФ, в части работы УНФПП по линии ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Тема 3. Правовое регулирование в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации
Национальная система ПОД/ФТ/ФРОМУ. Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Последние изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Федеральные органы исполнительной власти, занятые в национальной системе ПОД/ФТ/ФРОМУ. Правовой статус Росфинмониторинга. Роль аудиторских организаций и аудиторов в национальной системе ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Тема 4. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма (НОР ОД/ФТ)
Публичные версии отчетов по оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма. Предметные области (зоны) риска. Определение угроз. Определение уязвимостей. Оценка рисков. Принятые и принимаемые меры по минимизации рисков. Ключевые вопросы подготовки к взаимной оценке эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Тема 5. Надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Формы надзора и виды проверок. Планирование и основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объекты проверки. Права проверяющего государственного органа саморегулируемых организаций. Взаимодействие Росфинмониторинга с надзорными органами и саморегулируемыми организациями.
Тема 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Виды, меры и основания для привлечения к ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Полномочия должностных лиц государственных (надзорных) органов. Порядок применения мер ответственности. Обжалование решений должностных лиц.
Раздел 2. Организация и осуществление внутреннего контроля как механизма эффективной реализации мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ
Тема 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
Финансовые и нефинансовые организации, представители нефинансовых отраслей и профессий. Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Требования к организации внутреннего контроля аудируемых лиц – субъектов первичного финансового мониторинга. Их основные права и обязанности.
Требования к организации внутреннего контроля аудиторской организации как субъекта первичного финансового мониторинга. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей; обеспечение конфиденциальности информации; фиксирование сведений; хранение информации; приостановление операций. Порядок, сроки, способы, формат представления информации об операциях, подлежащих контролю, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Тема 8. Требования к разработке правил внутреннего контроля
Организация и осуществление внутреннего контроля. Перечень внутренних документов по ПОД/ФТ/ФРОМУ субъекта первичного финансового мониторинга. Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля. Обязательные компоненты правил внутреннего контроля. Рекомендуемые программы осуществления правил внутреннего контроля. Программа оценки риска. Программа проверки внутреннего контроля. Порядок и сроки утверждения и согласования правил внутреннего контроля. Основания для отказа в согласовании. Механизмы надлежащей проверки клиентов. Режим СПО. Превентивные меры.
Тема 9. Критерии и признаки сомнительных сделок или финансовых операций
Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии и признаки выявления сделок или финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Характерные схемы и способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Тема 10. Система подготовки и обучения кадров организаций
Квалификационные требования, права и обязанности специального должностного лица. Перечень работников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Формы, периодичность и сроки обучения.
Тема 11. Типичные правонарушения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Примеры нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ субъектами первичного финансового мониторинга.
16.05.2019, 10:00-17:00 мск, 8 часов
ПК-2-2/М-04 Практика применения МСА: информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление
Цель программы - изучение роли и значения информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление и организация такого взаимодействия на практике.
Преподаватель: Куварзина Ирина Алексеевна
Практикующий аудитор, опыт руководителя Департамента обучения и методологии СРО АПР, опыт работы по организации и проведению ВККР аудиторских организаций и аудиторов в СРО, генеральный директор АО.
Определение лиц, отвечающих за корпоративное управление. Различные структуры органов управления в аудируемых лицах. Выявление лиц, отвечающих за корпоративное управление, определение их роли и оптимальных способов взаимодействия. Различие информирования и информационного взаимодействия.
Тема 2. Документы МСА, рассматривающие вопросы и процедуры информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление.
МСА 260 «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление». Качественные аспекты учетной практики организации аудируемого лица. Вопросы, о которых необходимо информировать. Организация процесса информационного взаимодействия. Особенности аудита малых организаций. Документирование.
МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля». Определение того, выявлены ли недостатки в системе внутреннего контроля. Значительные недостатки в системе внутреннего контроля. Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля. Устная или письменная форма информирования.
Особые требования, содержащиеся в МСКК 1 и отдельных МСА (МСА 600, МСА 701, МСА 705, МСА 706, МСА 720 и пр.) в отношении информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление.
Тема 3. Практика выявления и установления взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление
Значение договора на проведение аудита в процессе определения лиц, отвечающих за корпоративное управление и организации с ними информационного взаимодействия. Формы и методы организации информационного взаимодействия, обязанности сторон. Сложные ситуации при попытках организации информационного взаимодействия и способы реагирования на них в соответствии с МСА. Вопросы, подлежащие обязательному документированию.
17.05.2019, 10:00-17:00 мск, 8 часов
ПК-2-2/М-06 Практика применения МСА: расчеты аудиторского риска и выборки
Цель программы – изучение системы международных стандартов аудита, и формирование навыков их применения в практической деятельности аудиторов.
Преподаватель: Свечкопал Андрей Николаевич
Аттестованный аудитор, «единый» аттестат, опыт контрольной работы в Управлении по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства, опыт в области проведения СРО контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов.
Компоненты аудиторского риска. Основные этапы аудита (по каждому этапу: цели, выполняемые аудитором действия, документация). Преимущества риск-ориентированного аудита.
Тема 2. МСА, регулирующие вопросы выявления и оценки рисков.
МСА 315 "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения". Характер деятельности организации, отраслевые, нормативные и другие факторы, цели и стратегии, риски, оценка и анализ финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Средства контроля значимые для аудита, значительные риски. Процесс оценки рисков существенного искажения, возникших в результате ошибки или мошенничества: - на уровне в отчетности в целом; - на уровне утверждений в отношении классов операций, сальдо счетов, раскрытий информации. Практика документирования: составление рабочей документации с отражением в ней связи выполненных процедур с оцененными исками на уровне предпосылок и сделанных выводов.
МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски". Ответные действия аудитора в отношении выявленных и оцененных рисков посредством: - разработки и выполнения дальнейших (последующих) аудиторских процедур. Тестирование средств контроля. Процедуры проверки по существу на уровне предпосылок. Процедуры проверки по существу в отношении каждого существенного вида операций, остатка по счету и раскрытия информации. Процедуры проверки по существу, относящиеся к процессу закрытия отчетности. Практика документирования.
МСА 500 "Аудиторские доказательства" Оценка достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств, учитывая возможность изменения оценок рисков, характера, сроков и объема аудиторских процедур. Практика документирования.
Тема 3. МСА, регулирующие вопросы выборки.
МСА 530 "Аудиторская выборка". Определение понятия аудиторской выборки. Элементы выборки. Статистическая аудиторская выборка и ее характеристики. Риск выборки и риск, не связанного с выборкой. Определение расчетного (прогнозируемого) искажения. Практика применения случайного и систематического отбора элементов, применение статистических формул. Практические примеры распространения искажения, обнаруженного в элементах выборки, на генеральную совокупность. Практика документирования.
20.05.2019, 10:00-17:00 мск, 8 часов
ПК-2-3/М-2 6-2-15 Анализ типовых нарушений, выявляемых в ходе ВККР, и меры по их профилактике
Цель программы – профилактика нарушений применимого законодательства членами СРО ААС с учетом результатов осуществления внешнего контроля качества работы.
Преподаватель: Свечкопал Андрей Николаевич
Аттестованный аудитор, «единый» аттестат, опыт контрольной работы в Управлении по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства, опыт в области проведения СРО контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов.
Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Систематизация нарушений по степени существенности. Подходы к определению неустранимости нарушений.
Нарушения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Нарушения профессиональных стандартов при осуществлении аудиторской деятельности. Нарушения Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Нарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"(Федеральный закон № 115-ФЗ) и нормативные правовые акты, принятые в целях реализации Федерального закона № 115-ФЗ).
Дополнение к Классификатору нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (введен Решением Правления СРО ААС от 01 февраля 2017 года, протокол № 292 с последующими изменениями и дополнениями).
Нарушения требований законодательства в области противодействия коррупции. Нарушения требований законодательства по борьбе с подкупом иностранных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Нарушения требований по раскрытию аудиторской организацией информации на своем официальном Интернет-сайте. Выявление в деятельности аудиторской организации признаков недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг. Нарушения требований составления отчетности по аудиторской деятельности.
Тема 2. Анализ типовых нарушений, выявляемых в ходе внешнего контроля качества
Типовые нарушения, выявляемые в ходе внешнего контроля качества работы: тенденции и динамика (обобщение результатов внешнего контроля качества СРО ААС, как минимум, за два предыдущих периода: выявление и анализ тенденций).
Наиболее уязвимые элементы в системе внутреннего контроля аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Детальное рассмотрение нарушенных актов, разъяснения их применения.
Тема 3. Меры по недопущения нарушений применимого законодательства при осуществлении профессиональной деятельности членов СРО ААС
Моделирование практических ситуаций аудиторской практики, приводящих к типовым нарушениям применимого законодательства. Комплекс мер по недопущению рассматриваемых нарушений. Внесение изменений в локальные акты и систему документирования членов СРО ААС: рассмотрение примеров и шаблонов документов.
21.05.2019, 10:00-17:00 мск, 8 часов
ПК-3-1/М-02 Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения
Цель программы - совершенствование знаний и навыков аудиторов при исполнении требований законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ).
Преподаватель: Леонов Павел Юрьевич
Генеральный директор аудиторской компании, к.э.н., доцент МИФИ, аттестованный аудитор-практик, соавтор первого в России учебника «Финансовый мониторинг» под редакцией директора Федеральной службы по финансовому мониторингу , награжден Благодарностью директора Федеральной службы по финансовому мониторингу «За обеспечение развития Сетевого института по подготовке кадров в сфере ПОД/ФТ и оказание содействия в решении задач, возложенных на Федеральную службу по финансовому мониторингу».
Тема 1. Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ
Правовые и институциональные основы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Формирование единой международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Организации и специализированные органы. Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Тема 2. Оценка деятельности установленных нефинансовых предприятий и профессий (УНФПП) на основе методологии оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ/ФРОМУ
Критерии технического соответствия. Критерии эффективности. Ключевые недостатки стран, прошедших взаимную оценку ФАТФ, в части работы УНФПП по линии ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Тема 3. Правовое регулирование в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации
Национальная система ПОД/ФТ/ФРОМУ. Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Последние изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Федеральные органы исполнительной власти, занятые в национальной системе ПОД/ФТ/ФРОМУ. Правовой статус Росфинмониторинга. Роль аудиторских организаций и аудиторов в национальной системе ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Тема 4. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма (НОР ОД/ФТ)
Публичные версии отчетов по оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма. Предметные области (зоны) риска. Определение угроз. Определение уязвимостей. Оценка рисков. Принятые и принимаемые меры по минимизации рисков. Ключевые вопросы подготовки к взаимной оценке эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Тема 5. Надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Формы надзора и виды проверок. Планирование и основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объекты проверки. Права проверяющего государственного органа саморегулируемых организаций. Взаимодействие Росфинмониторинга с надзорными органами и саморегулируемыми организациями.
Тема 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Виды, меры и основания для привлечения к ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Полномочия должностных лиц государственных (надзорных) органов. Порядок применения мер ответственности. Обжалование решений должностных лиц.
Раздел 2. Организация и осуществление внутреннего контроля как механизма эффективной реализации мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ
Тема 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
Финансовые и нефинансовые организации, представители нефинансовых отраслей и профессий. Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Требования к организации внутреннего контроля аудируемых лиц – субъектов первичного финансового мониторинга. Их основные права и обязанности.
Требования к организации внутреннего контроля аудиторской организации как субъекта первичного финансового мониторинга. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей; обеспечение конфиденциальности информации; фиксирование сведений; хранение информации; приостановление операций. Порядок, сроки, способы, формат представления информации об операциях, подлежащих контролю, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Тема 8. Требования к разработке правил внутреннего контроля
Организация и осуществление внутреннего контроля. Перечень внутренних документов по ПОД/ФТ/ФРОМУ субъекта первичного финансового мониторинга. Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля. Обязательные компоненты правил внутреннего контроля. Рекомендуемые программы осуществления правил внутреннего контроля. Программа оценки риска. Программа проверки внутреннего контроля. Порядок и сроки утверждения и согласования правил внутреннего контроля. Основания для отказа в согласовании. Механизмы надлежащей проверки клиентов. Режим СПО. Превентивные меры.
Тема 9. Критерии и признаки сомнительных сделок или финансовых операций
Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии и признаки выявления сделок или финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Характерные схемы и способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Тема 10. Система подготовки и обучения кадров организаций
Квалификационные требования, права и обязанности специального должностного лица. Перечень работников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Формы, периодичность и сроки обучения.
Тема 11. Типичные правонарушения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Примеры нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ субъектами первичного финансового мониторинга.
22.05.2019, 10:00-18:00 мск, 8 часов
ПК-3-1/М-01 6-3-14 Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения
Преподаватель: Леонов Павел Юрьевич
Генеральный директор аудиторской компании, к.э.н., доцент МИФИ, аттестованный аудитор-практик, соавтор первого в России учебника «Финансовый мониторинг» под редакцией директора Федеральной службы по финансовому мониторингу , награжден Благодарностью директора Федеральной службы по финансовому мониторингу «За обеспечение развития Сетевого института по подготовке кадров в сфере ПОД/ФТ и оказание содействия в решении задач, возложенных на Федеральную службу по финансовому мониторингу».
Тема 12. Нормативные правовые акты, регламентирующие обязанности аудиторов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодекс профессиональной этики аудиторов, международные стандарты аудита (МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности». МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»). Концептуальный подход к оценке ОД/ФТ, обязательные требования.
Тема 13. Применение подхода, основанного на оценке рисков ОД/ФТ, при оказании аудиторских услуг
Подходы к оценке рисков ОД/ФТ. Оценка рисков в отношении ОД/ФТ при принятии на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества. Использование национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценки рисков финансирования терроризма. Аудиторские процедуры, направленные на выявление сделок и финансовых операций, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ на каждом этапе: при принятии клиента/ продолжении сотрудничества, при планировании аудита, при проведении аудита, при завершении аудита.
Тема 14. Аудиторская документация
Рабочие документы, составляемые аудитором в рамках рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объем информации, который обязаны предоставить аудируемые лица о системе ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Раздел 4. Информационное взаимодействие аудиторской организации с Росфинмониторингом
Тема 15. Передача информации в уполномоченный орган
Обязанности организаций по передаче информации в уполномоченный орган. Сроки, объем, форма, формат, содержание передаваемых сведений. Конфиденциальность передаваемой информации. Личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга как универсальный механизм коммуникации с частным сектором. Механизм обратной связи (Совет комплаенс и Консультативный совет при МВК).
Раздел 5. Практические занятия по выявлению фактов, которые могут указывать на случаи ОД/ФТ у аудируемого лица
Тема 16. Практические занятия
Пример выполнения типовых процедур оценки рисков недобросовестных действий аудируемого лица, несоблюдения им законодательства ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также рисков ОД/ФТ. Пример выполнения аудиторских процедур, направленных на проверку соблюдения аудируемым лицом законодательства при совершении сделок и финансовых операций, подлежащих контролю согласно законодательству по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Примеры подготовки рабочей документации, использования личного кабинета, передачи информации уполномоченному органу.